Задержка речевого развития у детей в возрасте 2-3-х лет

Written by Админ on . Posted in Медсестринство, Школа медичної сестри

Заботливые и ответственные родители внимательно следят за развитием своего малыша. Первое «агу» и первый зубик – все должно появиться в назначенный срок.  Вполне естественно, что малейшие отклонения от нормы, не говоря уже о таком, как задержка речевого развития в 2-3 года, не останутся незамеченными.

Несмотря на то, что каждый ребенок развивается индивидуально и процесс становления речи зависит от многих факторов, уже к 2 годам проблемы с речевым развитием, если таковые имеются, очевидны.

К 2-3 года жизни малыши развиваются очень активно, а в частности, своего апогея достигают речевые достижения ребенка: крохи составляют многословные развернутые предложения, используют глаголы, прилагательные, местоимения.

Словарный запас малыша постоянно увеличивается, произношение становится более внятным и разборчивым.

Поэтому, в этом возрасте родителей должно насторожить следующее:

– ребенок в 2 года не пытается повторять новые слова;

– в процессе общения использует всего несколько отдельных слов;

– не понимает и не выполняет просьбы;

– не умеет составлять фразы.

Причины ЗР  у ребенка различны, и условно делятся на две группы:

К первой относятся органические нарушения, которые в свою очередь могут быть врожденными и приобретенными.

Это родовые травмы, нарушения слуха, кровоизлияние в мозг, ДЦП, травмы, болезни, операции, перенесенные в раннем детстве, опухоли головного мозга.

Ко второй группе причин провоцирующих психическую задержку развития речи у детей относятся нарушения обусловленные стрессами, плохими условиями проживания, неправильным воспитанием, частыми ссорами и алкоголизмом родителей.

Виды задержки речевого развития

Как известно, внешнюю речь, соответственно и задержки, принято подразделять на:

  • Экспрессивную: Это процесс высказывания ранее сформированных мыслей. К экспрессивной речи относят артикуляцию речевых звуков, произнесение слов или фраз.

Задержка формирования экспрессивной речи возможно и не связана с умственной отсталостью, неврологическими или слуховыми нарушениями, однако исключать такую вероятность нельзя.

Отклонения экспрессивной речи проявляются в виде значительного отставания речевого развития от возрастных норм, искажением слов.

К примеру, малыши пропускают приставки и окончания, их словарный запас минимален, а общение ограничивается набором стандартных сокращенных фраз.

Тяжелые формы заболевания, как правило, диагностируются до трех лет.

  • Рецептивную (импрессивную). Это слушание, чтение.

При расстройствах рецептивной речи у ребенка возникают проблемы с пониманием слов старших и произношением. Слуховое восприятие таких детей снижено, при этом с физическим слухом все в порядке.

По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше.

Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей.

Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.

Что делать, если ребенок плохо говорит?

Во-первых, принять ситуацию как данность. Не стоит обижаться на факты. Чем быстрее будет оказана помощь, тем выше шансы у ребенка к школе догнать сверстников.
Во-вторых, пройти обследование.

Ребенка должны осмотреть:

-ЛОР;

-логопед-дефектолог;

-невролог;

-психолог.

Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами и назначить корректное лечение.

Что поможет при задержке речевого развития

Коррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени.

Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга — ноотропы.

Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Тем более хотелось бы предостеречь родителей от самостоятельного медикаментозного лечения ребенка, потому что «у соседки Петя пил когиутм…. и ему помогло».

Во-первых, Петя принимал лекарство, которое ему выписал врач на основе проведенных обследований.

А во-вторых, наверняка Пете было назначено что-то еще — исправление ЗРР всегда проводится совместно с максимальным вовлечением в процесс коррекционных педагогов и родителей.

Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога.

Для того чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику. Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря.

Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома.

Чем раньше вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, в задержку психического развития.

Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее ребенка отвечаете только Вы.

Желаем успеха!

 

Подготовила медицинская сестра КЗР детской поликлиники №1 О.В. Прибатень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Tags:

Trackback from your site.

Leave a comment

64