Задержка речевого развития у детей в возрасте 2-3-х лет
Заботливые и ответственные родители внимательно следят за развитием своего малыша. Первое «агу» и первый зубик – все должно появиться в назначенный срок. Вполне естественно, что малейшие отклонения от нормы, не говоря уже о таком, как задержка речевого развития в 2-3 года, не останутся незамеченными.
Несмотря на то, что каждый ребенок развивается индивидуально и процесс становления речи зависит от многих факторов, уже к 2 годам проблемы с речевым развитием, если таковые имеются, очевидны.
К 2-3 года жизни малыши развиваются очень активно, а в частности, своего апогея достигают речевые достижения ребенка: крохи составляют многословные развернутые предложения, используют глаголы, прилагательные, местоимения.
Словарный запас малыша постоянно увеличивается, произношение становится более внятным и разборчивым.
Поэтому, в этом возрасте родителей должно насторожить следующее:
– ребенок в 2 года не пытается повторять новые слова;
– в процессе общения использует всего несколько отдельных слов;
– не понимает и не выполняет просьбы;
– не умеет составлять фразы.
Причины ЗР у ребенка различны, и условно делятся на две группы:
К первой относятся органические нарушения, которые в свою очередь могут быть врожденными и приобретенными.
Это родовые травмы, нарушения слуха, кровоизлияние в мозг, ДЦП, травмы, болезни, операции, перенесенные в раннем детстве, опухоли головного мозга.
Ко второй группе причин провоцирующих психическую задержку развития речи у детей относятся нарушения обусловленные стрессами, плохими условиями проживания, неправильным воспитанием, частыми ссорами и алкоголизмом родителей.
Виды задержки речевого развития
Как известно, внешнюю речь, соответственно и задержки, принято подразделять на:
- Экспрессивную: Это процесс высказывания ранее сформированных мыслей. К экспрессивной речи относят артикуляцию речевых звуков, произнесение слов или фраз.
Задержка формирования экспрессивной речи возможно и не связана с умственной отсталостью, неврологическими или слуховыми нарушениями, однако исключать такую вероятность нельзя.
Отклонения экспрессивной речи проявляются в виде значительного отставания речевого развития от возрастных норм, искажением слов.
К примеру, малыши пропускают приставки и окончания, их словарный запас минимален, а общение ограничивается набором стандартных сокращенных фраз.
Тяжелые формы заболевания, как правило, диагностируются до трех лет.
- Рецептивную (импрессивную). Это слушание, чтение.
При расстройствах рецептивной речи у ребенка возникают проблемы с пониманием слов старших и произношением. Слуховое восприятие таких детей снижено, при этом с физическим слухом все в порядке.
По разным причинам малышей с отставанием в речевом развитии становится все больше.
Но неразвитость речи не такая страшная проблема, если ее вовремя обнаружить и не запустить. И ответственность в этом деле ложится в первую очередь на родителей, которые должны заметить недуг, направить ребенка на полноценное обследование и выбрать ему лучших врачей.
Если же отставание в речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка все больше будет отставать и его психика и учиться в школе и общаться с ровесниками ему будет крайне тяжело.
Что делать, если ребенок плохо говорит?
Во-первых, принять ситуацию как данность. Не стоит обижаться на факты. Чем быстрее будет оказана помощь, тем выше шансы у ребенка к школе догнать сверстников.
Во-вторых, пройти обследование.
Ребенка должны осмотреть:
-ЛОР;
-логопед-дефектолог;
-невролог;
-психолог.
Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами и назначить корректное лечение.
Что поможет при задержке речевого развития
Коррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени.
Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга — ноотропы.
Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Тем более хотелось бы предостеречь родителей от самостоятельного медикаментозного лечения ребенка, потому что «у соседки Петя пил когиутм…. и ему помогло».
Во-первых, Петя принимал лекарство, которое ему выписал врач на основе проведенных обследований.
А во-вторых, наверняка Пете было назначено что-то еще — исправление ЗРР всегда проводится совместно с максимальным вовлечением в процесс коррекционных педагогов и родителей.
Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога.
Для того чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику. Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря.
Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома.
Чем раньше вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, в задержку психического развития.
Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее ребенка отвечаете только Вы.
Желаем успеха!
Подготовила медицинская сестра КЗР детской поликлиники №1 О.В. Прибатень
Tags: Прибатень О.В.
Trackback from your site.