Потеря слуха. Общая проблема.

Written by admin on . Posted in Технології

Более 500 миллионов человек в мире имеют проблемы со слухом.  И, к сожалению, это число увеличивается. По оценкам, 60% от общего числа слабо – слышащих не зарегистрированы, а 40% от зарегистрированных случаев ничего не делают со своей проблемой. Не будьте одним из тех, кто, по статистике, страдает в тишине.

У Вас есть проблемы со слухом? Человек привык к тому, что слух является неотъемлемой частью его жизни, и столь же естественен, как дыхание. Мы без всяких усилий слышим все, что происходит вокруг. Мы непринужденно общаемся с людьми. Мы просыпаемся от малейшего шума. Обычно, потеря слуха наступает постепенно, поэтому симптомы трудно распознать.

Когда наш слух становится хуже, мы начинаем забывать, как действительно звучит мир окружающий нас. Мы начинаем жить в более тихом мире, не задумываясь, что мы не слышим многих окружающих звуков, таких как шум дождя или пение птиц. Так как потеря слуха происходит постепенно, мы приспосабливаемся, то и симптомы становится сложно распознать.

Но задумавшись, человек начинает ощущать, что в его жизни что-то меняется. Куда-то подевались пение птиц и шорох листвы. Окружающие Вас люди начали говорить столь неразборчиво, что Вам все чаще приходится их переспрашивать. Вам стало труднее разбирать речь в общественных местах. Вы не всегда слышите дверной звонок. А когда Вы смотрите телевизор, окружающие почему-то зажимают уши ладонями и просят Вас убавить громкость.

Диагностика слуха – важнейшая часть слухового протезирования.

Человеческое ухо имеет сложное устройство и благополучная работа всех его частей является залогом хорошего слуха. В ходе диагностического обследования специалисты проводят специальное тестирование, по результатам которого строится аудиограмма. От результатов диагностики и ее своевременности зависит выбор способов лечения и восстановления. Специалисты разделяют все случаи потери слуха на три основных типа:

  • Кондуктивная – потеря проводимости звука
  • Cенсоневральная – потеря чувствительности нервных окончаний
  • Смешанная – включает оба предыдущих типа

Кондуктивный тип потери слуха имеет отношение к внешнему и среднему уху. Проявляется как нарушение нормальной передачи звука через слуховой канал и/или среднее ухо к внутреннему уху. Наиболее частые причины случаев кондуктивной потери слуха – закупорка слухового канала ушной серой, перфорация барабанной перепонки, жидкость в среднем ухе (часто встречается у детей), повреждения или дефекты косточек среднего уха.

Cенсоневральный тип потери слуха – cлучается, когда нервные окончания внутреннего уха теряют чувствительность. Они становятся неспособны преобразовывать звуковые колебания в электрические сигналы, необходимые слуховому нерву. Слуховой нерв также может стать причиной повреждений слуха, не обеспечивая попадание сигналов в мозг.

Объективная импедансная аудиометрия –

метод исследования, позволяющий, с помощью прибора AT235h Датской фирмы “Interacoustics”, “посмотреть сквозь” барабанную перепонку и определить, в каком состоянии находится полость среднего уха и ее содержимое (слизистая оболочка, слуховые косточки, наличие жидкости в среднем ухе, проходимость слуховой трубы и т.д.).

Это надежный и эффективный метод диагностики таких заболеваний, как отосклероз, хронические гнойные и негнойные заболевания уха, заболевания носоглотки и др. Импедансная аудиометрия также является одним из основных методов диагностики акустической невриномы (опухоль слухового нерва) на ранних этапах ее развития. В нашем Центре используется для объективной оценки слуховой функции у взрослых и детей (даже новорожденных).

Объективная аудиометрия по отоакустической эмиссии.

Метод основан на регистрации очень слабых звуковых колебаний, которые излучают неповрежденные волосковые клетки внутреннего уха в ответ на акустические стимулы. Для исследования используется компьютерная система DPOAE производства фирмы “Mimosa Acoustic” (США). У нас, как и в развитых странах, она используется для объективной оценки слуховой функции у взрослых и детей, а также для скрининга новорожденных.

Объективная аудиометрия по слуховым вызванным потенциалам.

С помощью этого метода исследования прибором Vivosonic фирмы “Integrity”, можно проследить состояние структур слухового анализатора на всем его протяжении, начиная от улитки и до слуховой коры головного мозга.

Пациенту предъявляются звуковые стимулы и одновременно регистрируется электроэнцефалограмма. Специальная компьютерная обработка записанной электроэнцефалограммы позволяет выделить ответы отдельных структур слухового пути и оценить их функцию. Используется для объективного определения порогов слуха преимущественно у детей раннего возраста и для топической диагностики (определения места поражения) слухового анализатора.

Чем раньше Вы займетесь своей потерей слуха, тем лучше

Но часто, люди теряя слух, считают, что лучше быть глухим, чем носить за ухом слуховой аппарат, но все равно одевают его, когда тугоухость становится запущенной и другого выхода просто не остается, однако в этом случае уже не всегда эффективны даже самые современные слуховые аппараты. Недостаток информации и ложные предрассудки приводят к тому, что наши слабослышащие современники, по статистике, обращаются за слуховым аппаратом в среднем на 7-10 лет позже, чем следовало бы (если вообще обращаются). За это время слуховые центры мозга отвыкают от тихих звуков, и человеку стоит огромного труда вновь привыкнуть к полноте слуховых ощущений, которую способен восстановить слуховой аппарат.

Бывает, эта задача оказывается для него непосильной, и слуховой аппарат навсегда убирается в дальний ящик. А ведь все могло сложиться совсем иначе, если обратиться к специалисту вовремя! По оценкам, 60% от общего числа слабослышащих не зарегистрированы, а 40% от зарегистрированных случаев ничего не делают со своей проблемой. Большинству из них (90%) могли бы помочь современные слуховые системы. Однако в действительности слуховыми аппаратами пользуются лишь 10% из них!

Часто, люди теряя слух, считают, что лучше быть глухим, чем носить за ухом малоэстетичный, заметный для окружающих слуховой аппарат. Однако современные технологии сделали эти устройства миниатюрными и почти незаметными.Однако современные технологии сделали эти устройства миниатюрными и почти незаметными. Также бытует ошибочное мнение, что посредством ношения слухового аппарата свой слух становиться хуже и аппаратом нужно пользоваться только в самом крайнем случае.

Это неверно. Правильно подобранный и настроенный слуховой аппарат не может испортить слух. Наоборот, если вы постоянно (а не от случая к случаю) пользуетесь им, то ухо и центры слуха в мозгу получают достаточное количество звуковой информации и постоянно перерабатывают ее, сохраняя и тренируя свои функции. В результате сохраняется разборчивость речи и человек не теряет возможности общения.

Вред может причинить только неправильно выбранный и неправильно настроенный слишком мощный слуховой аппарат, либо аппарат приобретенный не в медицинском учреждении. Снижение слуха, если им не заниматься, может привести к некоторым социальным и психологическим проблемам, таким как изоляция и замкнутость. Некоторые люди с плохим слухом также испытывают физические трудности из-за снижения слуха. Это очевидно – чем раньше Вы сможете снова хорошо слышать, тем лучше будет Ваш слух.

Вы можете сравнить свой слух с мышцами: чем больше тренировки, тем лучше. Таким же образом, как Вы помогаете глазам, надевая очки, или едите полезную пищу, для того чтобы оставаться здоровым, помочь своим ушам парой слуховых аппаратов – это лучший способ начать жить, как Вы хотите. Большая часть всех случаев снижения слуха может быть безопасно и эффективно скомпенсирована использованием слуховых аппаратов.

Нарушение слуха у детей

Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Слух дает ребенку возможность интеллектуально развиваться, слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки.

Известно, что ребенок как слышит, так и говорит. Иными словами, не получая из-за тугоухости полной акустической информации, в процессе обучения речи он не может каким-либо образом восполнить ее и воспроизводить в ней недостатки слуха.

Судьба ребенка с нарушением слуха определяется такими факторами, как возраст, в котором произошло нарушение слуховой функции, срок обнаружения дефекта, степень понижения слуха и правильность оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, а при прочих равных условиях- своевременностью начала мероприятий, направленных на мобилизацию остаточных функциональных возможностей пострадавшего слухового анализатора. Первые два года жизни являются во многих отношениях самыми важными для развития речи, познавательных и эмоциональных навыков (критический возраст).

Лишение ребенка слухоречевой обстановки может оказать необратимое воздействие на последующую способность использовать потенциальные возможности своего остаточного слуха. При больших степенях двухсторонней тугоухости и глухоте наблюдается феномен сенсорной депривации ( лишение сенсорной информации в определенный период созревания интегративных связей головного мозга ).

Она может привести к невосполнимым потерям в будущем в способности к восприятию данной сенсорной информации. В 36% случаев нарушения слуха у детей в нашей стране выявляются только в 3-7 летнем возрасте, то есть позже критического возраста, когда ребенок биологически «запрограммирован» к обучению.

Это связано:

  • во-первых, с несвоевременным обращением родителей;
  • во-вторых, с непростительно запоздалым аудиологическим обследованием ребенка;
  • в-третьих, с неполным обследованием или низким его уровнем.

При этом современное развитие техники, создание соответствующей диагностической аппаратуры позволяют проводить исследование слуха в любом возрасте, даже у новорожденных.

Слуховое и общее умственное развитие тесно связаны. Если ребенок не слышит, слуховой аппарат и речевой центры его мозга не получают информации и не могут нормально развиваться. Как следствие – страдают интеллект и речь.

Еще до своего рождения (начиная с 24 недели беременности) ребенок слышит и реагирует на звуки. Однако созревание и окончательная дифференциация слуховых проводящих путей происходят лишь после рождения. В фазе так называемого начального лепета все дети в мире издают примерно одинаковые в фономатическом отношении звуки. Затем, в возрасте 4-6 месяцев, слуховые ощущения ребенка начинают влиять на дальнейшее речевое развитие.

Иными словами, в этот период дети начинают осознано воспринимать свой собственный голос и забавляться речью. Если у ребенка отсутствуют слуховые ощущения, он постепенно теряет интерес к произнесению различных звуков и полностью перестает лепетать во второй половине первого года жизни.
Заподозрить, что малыш не слышит, могут – и должны! – сами родители, причем еще до того как ребенку исполнится год. Внимательно наблюдайте за ребенком:

  • Вздрагивает ли он от громких звуков в первые 2-3 недели жизни?
  • Замирает ли при звуке вашего голоса в возрасте 2-3 недель?
  • Поворачивается ли ребенок в возрасте 1-3 месяца на голос матери?
  • Поворачивает ли он головку в возрасте 4 месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса?
  • Реагирует ли он в возрасте 1,5-6 месяцев криком или широко открытыми глазами на резкие звуки?
  • «Агукает» ли ребенок в возрасте 2-4 месяцев?
  • Переходит ли у него «агукание» в лепет в возрасте 4-5 месяцев?
  • Замечаете ли вы у ребенка нового (эмоционального) лепета – например, на появление родителей?
  • Замечаете ли вы у ребенка в возрасте 8-10 месяцев какие-либо новые звуки?

Если хоть что-то после такого самостоятельного обследования вас настораживает, стоит обратится за консультацией к специалистам. Потеря слуха у детей может быть как врожденной, так и приобретнной. Очень важно регулярно проверять слух ребенка, особенно после тяжелой болезни и лечения антибиотиками. Помочь развитию ребёнка с нарушением слуха может только комплекс: слуховой аппарат, сурдопедагог, родители. Чем раньше будет проведено исследование слуха, правильно подобран аппарат и начнётся коррекционно-педагогическая работа, тем успешнее будет развиваться ребёнок.

Исследования слуха при малейших подозрениях можно проводить практически с рождения. Необходимо знать, что вовремя поставленный сурдологический диагноз даст возможность вырастить полноценного человека. Правильно подобранный слуховой аппарат способствует развитию остатков слуха и формированию речи. При этом надо понимать, что ни один, даже самый лучший слуховой аппарат, сам по себе не сможет «вылечить» слух ребёнка.

Приучать ребёнка к ношению слухового аппарата надо постепенно, но настойчиво. Ребёнка нужно учить слушать, и, как следствие, чем раньше удастся приучить ребёнка к аппарату, тем успешнее будет идти работа по развитию речи. Только кропотливый, ежедневный труд родителей в сочетании с аппаратом высокого качества приносит успех. Требования к качеству подбора слухового аппарата у детей очень высоки, потому что от этого зависит дальнейшее развитие ребенка.

Практика показывает, что при своевременном и квалифицированно проведенном протезировании ребенок со слуховым аппаратом по уровню развития ничем не отличается от своих нормально слышащих сверстников. У детского слухопротезирования есть свои особенности. В отличие от взрослого ребенок не всегда может оценить, насколько удобен слуховой аппарат и правильна его настройка. Поэтому для маленького ребенка процесс подбора и настройки слухового аппарата может занимать несколько месяцев.

Показателем эффективности протезирования слуха являются изменения в общем развитии ребенка и развитии его речи. Детям обычно рекомендуют заушные аппараты, которые нуждаются только в периодической замене ушного вкладыша.

Слуховой аппарат должен быть достаточно компактен, чтобы хорошо держаться на маленьком ухе ребенка, не деформируя его. Для этого используют специальные детские крючки. Аппараты для детского слухопротезирования должны соответствовать следующим требованиям:

  • обеспечивать разборчивости речи от высоких до низких частот;
  • обеспечивать разборчивость речи при постороннем шуме;
  • обеспечивать разборчивость и не вызывать дискомфорта;
  • иметь возможность усиления и уменьшения различных частот звуковых колебаний с изменениями условий среды;
  • быть безопасными и удобными

Все эти требования вмещают в себя только цифровые слуховые аппараты, которые имеют детский алгоритм настройки DSL v5.0a m [i/o]. Если у вашего ребенка двустороннее нарушение слуха (детская бинауральная тугоухость), то покупать аппараты рекомендуется на два уха.

Чтобы купить цифровой слуховой аппарат, стоит основываться, прежде всего, на безопасности, прочности и простоте носки. Наиболее подходящим в этом случае является заушный цифровой аппарат.

Возможно изготовление ушного вкладыша, который будет заменяться по мере роста ребенка. Вкладыши изготавливаются на заказ на основе слепка уха. Такой вкладыш наиболее точно повторяет ухо и предотвращает эффект «обратной связи», когда аппарат издает неприятный свист и приносит болезненные ощущения. Самое главное – не упустить время.

Остапенко Михаил Васильевич
Специалист по вопросам слуха
врач отоларинголог-аудиолог
высшей квалификационной категории

Trackback from your site.

Comments (1)

  • Ярослава Лесив

    |

    Приветствую, Михаил Васильевич! Очень грамотно, с позиции клинической аудиологии, и сжато изложен достаточно большой материал. Если бы все отоларингологи, не говоря о сурдологах, это понимали и применяли в практике.

    Reply

Leave a comment

71