Влияние стресса на физическое и половое развитие детей

Написано admin в . Опубліковано Профілактика захворювань

На протяжении последних десятилетий в большинстве европейских стран, в том числе и в Украине, ухудшается демографическая ситуация, главным образом вследствие снижения рождаемости. Ухудшается состояние здоровья детей с врожденными пороками развития, тяжелыми хроническими заболеваниями. Увеличивается частота задержки физического и полового развития детей. Экологические проблемы, экономический кризис, распространение наркомании, алкоголизма, рафинированное питание способствует усилению стрессов.

Именно стресс является одним из причин развития большого количества заболеваний. Современный человек находится в среде, насыщенной разнообразными стрессами, в ответ на которые в организме вырабатывается большое количество гормонов, приводящих к разнообразным заболеваниям и даже смерти. У одних он вызывает обеспокоенность или депрессию, у других – половые нарушения, у третьих – синдром раздраженного кишечника, язвенную болезнь, сахарный диабет или гипертонический криз.

Детство и юношество – это периоды повышенной мозговой пластичности. В организме ребенка, который еще не сформировался, хронические стрессы могут вызвать соматические и неврологические расстройства, значительные изменения физического и полового развития. Так, дети из социально-неблагополучных семей, интернатов, детских домов, которые находятся в среде с постоянным психологическим стрессом, имеют задержку физического и полового развития. Такие дети имеют транзиторное снижение секреции гормона роста и дисфункцию щитовидной железы, что восстанавливается после удаления ребенка из неблагополучного социального окружения. Потеря ребенком любви воспринимается его мозгом как угроза и активирует те самые механизмы, что и реакции на другие стрессы. Отмечается повышенное содержание в крови гормона надпочечников – глюкокортикоида, который приводит  к депрессии и угнетает секрецию гормона роста.

Негативное влияние на физическое развитие ребенка оказывает как низкая двигательная активность, так и повышенные нефизиологические физические нагрузки. Эффективнейшим способом предотвращения стресса на организм является мышечная работа. За суточную норму двигательной активности для школьников считают 150-250 мин. Это может быть ходьба, бег, велосипедные прогулки, тренировка в бассейне, ритмичные танцы.

Самым легким и при этом наиболее эффективным методом борьбы со стрессом у детей является демонстрация безграничной любви и ласки, а также проявление внимания и понимания со стороны родителей.

Критический возраст для возникновения психоэмоциональных нарушений у мальчиков – это 13 лет, у девочек – 13 и 16 лет

 

Детский врач-эндокринолог                                        Т.А.Коробова

Мітки:

Повідомлення з вашого сайту.

Залишити коментар

. 58