Синдром гиперактивности с дефицитом внимания у детей

Written by admin on . Posted in Статті

Каждый из нас в своей жизни хоть раз сталкивался с ребенком, у которого «моторчик в одном месте»: активный,  невнимательный, в его руках все ломается, он быстро хватается за дело, но не доводит его до конца. Люди привыкли списывать такое поведение на возраст, характер или  воспитание.

Однако существуют ситуации, когда ни один из указанных пунктов не является причиной такого поведения. Но в чем, же тогда причина?

Очень часто причиной такого поведения является синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Проанализировав ситуацию, ученые установили, то в каждом классе школы есть 1 такой ребенок. По последним статистическим данным дети с такой проблемой составляют около 5% от общего количества украинских детей.

Причины гиперактивности

Мифы о причинах гиперактивности: 1) «неправильная» еда, 2) нарушение вестибулярного аппарата, 3) конфликты внутри семьи, 4) избыток или недостаток каких-либо гормонов.

Существует 2 группы факторов, способствующих развитию подобного синдрома:

  1. Наследственность. Доказано, что у детей, родственники которых страдают этим состоянием, синдром встречается в 5 раз чаще, чем у здоровых. Ученым пока не удалось обнаружить специфический ген, отвечающий за эту болезнь.
  2. Задержка передачи нервных импульсов в результате нарушения работы нейромедиаторов (вещества, способствующие передаче импульса между нервными клетками).  Предшествовать такому состоянию может употребление алкоголя, курение, прием некоторых препаратов (карбамазепин, барбитураты) в период беременности, травмы и нейроинфекции в раннем детском возрасте.

Симптомы

Клинические проявления расстройства дефицита внимания с гиперактивностью (РДВГ) достаточно специфичны. Выделяют 3 синдрома:

  1. Невнимательность:
  • Ребенку трудно удержать внимание на задании или игре;
  • он избегает работы, требующей длительной концентрации внимания;
  • отвлекается на посторонние раздражители (шум за окном и т.д.)
  • он не способен выполнить школьное или другое задание без ошибок;
  • не могут самостоятельно организовать свою работу.
  1. Чрезмерная активность (гиперактивность):
  • Трудно усидеть на месте;
  • Не способен тихо, спокойно отдыхать или играть;
  • Покидает свое место в классе в то время, когда необходима усидчивость.
  1. Импульсивность:
  • Часто выскакивают с ответом, недослушав вопрос;
  • Часто перебивает других или мешает им;
  • Нетерпелив при ожидании своей очереди.

Указанные признаки, как правило, появляются в раннем детстве (до 12 лет), не являются следствием влияния социальной среды, проявляются в течении длительного времени. Если у ребенка найдено 6 и больше упомянутых признаков,  появившихся в возрасте до 12 лет, и они длятся на протяжении 6 и более месяцев – родителям необходимо обратится к специалисту.

Характерные признаки РДВГ для разных возрастных групп

Дети дошкольного возраста становятся гораздо активнее,  крайне бурно реагируют на окружающий мир, сложнее концентрируют внимание. Такие дети тяжело заводят дружбу новые знакомства, из-за своей импульсивности.

Для школьников же характерно проблемы в отношениях со сверстниками, агрессивность, конфликты с родителями, агрессивное поведение, частые драки, трудности при усваивании школьной программы, низкая самооценка.

В подростковом периоде проблемы с успеваемостью продолжаются, постоянные семейные конфликты, отсутствие нормального общения со сверстниками, перепады настроения ведут к снижению самооценки, могут, появится мысли о суициде.

Лечение

В легких случаях достаточно будет улучшить условия жизни ребенка, обеспечить его пребывание в небольших школьных группах, комната ребенка должна быть окрашена в успокаивающие цвета, во время игры не использовать больше 1 игрушки. В более тяжелых случаях применяется лекарственная терапия.

Семейный врач поликлиники №3                                       Ткаченко А.А.

Tags:

Trackback from your site.

Leave a comment

61